Вы замечали, как непросто бывает начать новое дело? Казалось бы, цели поставлены, данные имеются, даже алгоритм известен, а студент никак не может сосредоточиться и приступить к написанию курсовой работы, иногда и несложная лабораторная откладывается им на недели, что уж говорить о дипломном проекте! Между тем, отведенное время неумолимо истекает, научный руководитель настаивает, внутренне беспокойство нарастает, приходится начинать…
С чего начинать? Каков был Ваш первый шаг, когда Вы писали курсовую работу? Вспомнили? Конечно! Вы взяли ручку и чистый лист бумаги (или открыли новый документ в текстовом редакторе) и что-то написали, начертили, нарисовали. Вы не помните, что именно? Вот Вам маленькая подсказка: это был набросок Вашей будущей системы, ее первая, приблизительная модель, точнее даже, черновик модели, который впоследствии вы многократно изменяли, дополняли, уточняли, описывали, - словом, «подгоняли».
Такой же подход следует применить и при написании дипломной работы. Выпускник должен осознавать, что любая система, разрабатываемая им в рамках дипломного проектирования, - это некоторая информационная модель.
Еще на начальных этапах работы целесообразно определить, модель какого вида и типа будет создана в итоге. В случае, когда планируется разработка многопользовательского программного продукта, могут потребоваться разные типы информационных моделей информационных систем, поскольку каждый специалист решает уникальные задачи, имеет собственный взгляд на систему, значит, и функциональные требования разных специалистов существенно различаются.
Бывает нелегко однозначно отнести модель к какому-то определенному типу или классу, поскольку границы между типами весьма условны. Основными критериями классификации моделей принято считать цели использования, область знаний, способ представления и временной фактор.
Когда речь идет о выпускной квалификационной работе, то по цели использования создаваемая модель, безусловно, будет относиться к типу учебных моделей, но при этом она может быть имитационной, игровой, опытной и даже научно-технической.
Классификация по области знаний целиком определяется предметной областью: создаваемая дипломником информационная модель может быть социологической или технической, экономической или биологической, географической или политической.
Важным критерием классификации является временной фактор. По этому критерию принято различать такие типы информационных моделей информационных систем, как статические и динамические.
По способу представления информационные модели относятся к нематериальным моделям. Они являются абстрактными идеализированными моделями, которые описывают лишь те объекты реального мира, которые существенны для решения поставленных задач. В пояснительной записке эти модели представляются в виде формализованного описания с помощью схем, диаграмм, таблиц и формул.